Российский бизнес выходит на биржи Гонконга

Российский бизнес выходит на биржи Гонконга

 

Более десятка российских компаний планируют разместить свои ценные бумаги на биржах Гонконга вслед за «Русалом». Бизнесмены торопятся привлечь деньги китайских инвесторов. Но российским компаниям может достаться лишь малая доля от тех средств, что IPO принесут эмитентам из развивающихся стран.

По заявлению главы HKEx Рональда Аркулли, в ближайшие два года еще пять-десять российских компаний получат листинг на Гонконгской бирже. В их число могут попасть компании О. Дерипаски (горнодобывающая Strikeforce Mining and Resources и энергетическая «Евросибэнерго»), «Золото Камчатки» В. Вексельберга, лизинговая «Ильюшин-Финанс», а также подразделения АЛРОСА и компания Petropavlovsk. 

Причинами повышенного интереса являются, во-первых, постепенное восстановление экономики после кризиса: по данным аналитиков в четвертом квартале 2009 г. объем мирового рынка IPO достиг $60 млрд., что соответствует докризисному уровню. Во-вторых, компании ориентированы на Китай, в котором в прошлом году было направлено кредитов на сумму  4 трлн. юаней ($585 млрд.). В итоге ВВП КНР в 2009 г. вырос на 8,7%, что является лучшим показателем в мире. Преимуществом оказались также более простые правила размещения по сравнению с Лондоном и Нью-Йорком. В Гонконге главную роль в рассмотрении заявок на размещения играет сама биржа, тогда как в Лондоне – Служба по финансовым услугам. Гонконг также отличается простыми требованиями к финансовой отчетности, отчетность можно предоставлять за последние полугодие.

По заявлениям главы Лондонской LSE Ксавье Роле ожидается активное размещений в Лондоне, несмотря на популярность Гонконга. Так, «Профмедиа» В. Потанина намерена провести IPO уже в апреле, разместив до 40% своих акций ($2,5 млрд.) и угольная СУЭК планирует привлечь до $1 млрд.

Однако объем средств, привлеченных российскими компаниями за счет IPO, на общем фоне может оказаться незначительным. По расчетам Credit Suisse, из $150 млрд., которые могут привлечь компании из развивающихся стран, на Россию придется лишь $5 млрд., по оценкам российских экспертов $7—10 млрд.